Ансамбль духовной музыки "Медина"

Мои статьи [12]
Главная » Статьи » Мои статьи

Поездка в Иран
Поездка в Иран                   Лейсан Абеева

В ночь с 20 на 21 сентября 2007 года наш ансамбль «Медина» в составе трёх человек - заслуженной артистки России и Татарстана Наили Фатеховой, Абеевой Лейсан, Бургановой Марьям  и фотохудожника  Ильдара Николаевича Ямбикова вылетели в Тегеран.

С самого начала мне с трудом верилось, что мы сможем поехать в Иран. Это ведь не так-то просто: виза, материальная сторона, проживание, питание, реквизиты и прочие организационные вопросы. Но Аллах помог нам. Все было сделано, и мы начали готовиться к отъезду. Начались ежедневные репетиции, обсуждение репертуара, подбор костюмов и прочие приятные хлопоты.И вот он пришел, наш долгожданный день, и 20 сентября, рейсом №515 Москва – Тегеран мы вылетели в эту загадочную страну.О чем я думала, когда вошла в самолет?… Трудный вопрос. Учитывая, что это мое первое путешествие на самолете, то я просила Аллаха, чтобы эта «железная птица» благополучно доставила нас на Иранскую землю. А после того, как мы взлетели, в уме я невольно начала рисовать этот город – этот город из сказок Шахерезады.

Мы прилетели в Тегеран глубокой ночью. В аэропорту нас встретил атташе по культуре посольства России Бикин Алексей Халитович и повез в отель «Чиян», где мы должны были остановиться. Мы ехали, рассекая теплый ночной воздух, мимо лавок, магазинов, фонарных столбов с очень красивыми плафонами в форме шара, сделанных из разноцветного матового стекла, мимо разных цветочных композиций и т.д. Мне с трудом верилось, что вот этот, утопающий в огнях и цветах город, это и есть Тегеран, куда мы так хотели приехать! В душе творилось что-то необъяснимое! Просто … каскад эмоций! Наш отель находился на севере Тегерана. Туда вел горный серпантин. Чем выше мы поднимались, тем больше я влюблялась в этот город мерцающих огней.
           Мы добрались до отеля. Нас очень тепло встретили и дали ключи от комнат. Мы были приятно удивлены, увидев наши места проживания: ими оказались маленькие домики, построенные из камней и с резными дверями. На этом сюрпризы еще не закончились. Администратор начал «знакомить нас с нашим домом». Кроме стандартного набора гостиничных принадлежностей, здесь была своя мини-кухня со шкафами для посуды, раковиной и плитой. Даже имелся необходимый набор вещей для совершения намаза, а направление к Мекке показывала наклейка в правой части потолка с изображением Каабы. В окончании «экскурсии» по комнате, администратор подошел к зашторенным окнам и раздвинул тяжелые красные шторы. От увиденного у меня перехватило дыхание: весь город, как на ладони! Ночной Тегеран! Сотни, тысячи, миллионы мерцающих огней, как звезды в летнюю ночь, словно небо не над головой, а под ногами. И в это короткое мгновение трудно было понять, где заканчивается реальность и начинается сказка…Да, именно сказка!На землю меня вернул чей-то голос. Оказывается, что уже подошло время Сахара. Так как, Альхамдулиллах, наша поездка состоялась именно в священный месяц Рамадан, все держали пост. Мы направились в кафе. Нас очень хорошо накормили, особенно вкусным был кебаб из курицы. Сытые и довольные мы пошли спать.

Если честно, я не думала, что смогу держать пост при 30-градусной жаре, да еще в закрытой одежде. То ли мусульманская земля так действовала, то ли царящая рядом атмосфера, но Аллах давал силы и терпение. Держать Ураза было легко и приятно. Альхамдулиллах!

Наше первое утро в Тегеране. Проснулась я от обжигающих лучей солнца. Казалось, что я уснула на пляже. Но, открыв глаза, поняла, что вчера ночью, любуясь ночным городом, я забыла закрыть шторы. Вот так, солнце Тегерана нас «приветствовало обжигающим взглядом». Я посмотрела в окно. Этот город не переставал меня удивлять: где-то там, внизу, сквозь еле заметный туман, виднелись плотно прилегающие друг к другу дома, над ними возвышались минареты красиво расписанных мечетей, по автотрассам куда-то спешили машины, мотоциклы, и т.д. Завершали панораму горы, окружавшие со всех сторон, как -будто защищая «этот игрушечный город». Я встала и открыла окно. Жаркий воздух «ударил» в лицо.  И я  в очередной раз обрадовалась наличию кондиционера в комнате.

До отъезда на концертную площадку культурного центра, где мы должны были выступать, было еще достаточно времени. Мы – Наиля Асгатьевна, Марьям, Ильдар Николаевич - решили посмотреть окрестности и пофотографироваться. Рядом с нашим отелем был сосновый лес. Мы подышали свежим воздухом, полюбовались великолепным пейзажем и поднялись на гору. Когда мы оказались на вершине, просто ахнули от изумления: вот он – город-сказка, город-мечта! Несмотря на дневное время суток, мне казалось, что город спит безмятежным сном. И лишь кое-где эту безмятежность нарушали мчащиеся куда-то автомобили. Я не могла налюбоваться: по арыкам течет, спешит горная речка, будто напевая какую-то мелодию, на ветру шелестят листвой посаженные вдоль деревья, будто подпевая речке, а впереди, за рассеивающимся туманом, спрятались вершины гор. И лишь кое-где эти вершины задевают «белые кружева» проплывающих облаков. Красота и … гармония!

После нашей незабываемой прогулки, мы приехали в культурный центр, готовиться к вечернему выступлению.

Наше выступление должно было проходить на открытом воздухе, в парке, в окружении многочисленных фонтанов, цветов в больших глиняных кувшинах, будто выраставших из земли, высоких деревьев, карликовых кустарников. Тропинки, ступеньки были выложены камнями, а арыки дополняли эту «картину», даря радость всем посетителям, особенно детям. Во всем парке царила атмосфера непринужденности. Старшие, сидя на ступеньках, читали книги, молодые красавицы просто прогуливались, рассказывая друг другу свои секреты, молодые парни сидели на скамейках и разговаривали о своем, дети постарше катались на велосипедах, играли в настольный футбол, а те, кто предпочитал более активный отдых, играли в бадминтон, пинг-понг и в другие развлекательные игры. Мне было приятно находиться здесь, чувствовать себя частью этого прекрасного мира, мира добра, уважения, спокойствия, безмятежности и красоты.

После прогулки по парку нас позвали на ифтар. Что интересно, никто на часы не смотрит: включают телевизор, там начинают читать Азан, затем Намаз и люди принимаются за еду. Разделить с нами трапезу приехал старший советник посла Мошкало Вячеслав Владимирович и сотрудники посольства России. Ифтар прошел непринужденной дружеской атмосфере.

Приближались самые волнительные минуты нашей поездки. И вот мы уже в костюмах сидели около сцены в ожидании. Я так волновалась, что даже слышала стук своего сердца. Просто никто не знал, как примут нас иранцы, оставалось только догадываться.

Зрители заняли свои места: женщины примостились на ступеньках перед сценой, молодые парни и девушки стояли по краям, маленькие дети либо сидели у подножек, либо сновали туда сюда, мужчины стояли чуть дальше.

Вечер торжественно открыл руководитель культурного центра. После чего, Ильдар Николаевич зачитал приветствие от совета муфтиев России.

Речь была зачитана, аплодисменты стихли, и сцену уступили нам. У меня так тряслись коленки, что я все время боялась потерять равновесие или наступить на подол платья. Альхамдулиллах, я, вслед за Наилей Асгатьевной и Марьям, благополучно одолела эти три ступеньки.  Когда поднялась на сцену, легче не стало: во-первых, мы были единственным женским коллективом на этом фестивале, который представляет целую страну, да еще и Россию. До нас выступали только мужские коллективы из Турции, Палестины, Афганистана, Сирии, Ирана. Во-вторых, нам выпала честь выступить на закрытии этого фестиваля зарубежных исламских коллективов, т.е., фактически мы его и закрывали. Поскольку мы не пели сольно, а ансамблем, мы могли выступить перед смешанной аудиторией. На нас лежала колоссальная ответственность!

Сначала на зрителей произвели впечатление наши костюмы: начали хлопать, свистеть. Ну, думаю, по одежке встретили хорошо. А провожать нас они должны были по нашему выступлению.Первая песня была «Рамазан» на татарском языке. Каково же было мое удивление, когда я заметила, что публика подпевает отдельные строчки, особенно Такбир! Это настолько было неожиданно и приятно, что словами не описать! И песня за песней аплодисменты становились все громче и громче. А песни «Ашхаду аль-ля…» и «Салятулла» вовсе сопровождались аплодисментами. Публика была настолько доброжелательна, активна, что со сцены не хотелось уходить. Пусть они и не понимали некоторых слов, но язык музыки поняли все: как только мы начинали петь, в глазах появлялись огоньки, улыбки озаряли лица наших зрителей. Все восемь песен мы пели без музыкального сопровождения. Финальная песня «Манара» была под музыку. Как только раздались первые аккорды, публика замерла. У меня на глаза навернулись слезы… от счастья…Почему? Да, потому что я на сцене, с людьми, которых я люблю, вот там благодарные зрители, которые ловят каждый наш взгляд, вздох, жест, которые понимают нас без слов, да еще и песни, в которых мы восхваляем Аллаха и Пророка. Что еще нужно артисту? После окончания песни на нас обрушился шквал аплодисментов. Это был успех! После нашего выступления женщины, девушки подходили к нам и говорили «шокур», что означает «спасибо», маленькие дети подбегали, чтобы сказать нам «салям». Это так много значило для нас! Это была высшая награда! Альхамдулиллах! Одна девушка даже подарила Марьям кольцо на память. Вот такой вот концерт!

После концерт, мы посетили фотовыставку Ильдара Николаевича. Он – профессиональный фотограф. Ильдар Николаевич представил иранцам великолепные фотографии мечетей Татарстана, Москвы и не только. Подарил Вячеславу Владимировичу календари с видами мечетей России. Фестиваль закончился, мы попрощались с организаторами и поехали в отель. И каждый в душе просил у Аллаха, чтобы это было не последнее выступление в Тегеране.

В гостиницу мы приехали с «букетом» положительных эмоций. На этот раз ужин нам организовали на открытом воздухе. За ужином мы делились своими наблюдениями и хорошим настроением. Расправившись с едой, усталые, но счастливые мы разбрелись по комнатам.

Следующий день нашего пребывание в этом замечательном городе мы решили полностью посвятить себе: походить по музеям и, конечно же, по магазинам.

Первая остановка – магазин сладостей. Мы там же разменяли деньги и накупили столько сладостей, что их бы хватило на целый батальон! Кроме сладостей, особенной популярностью пользовались, конечно же, самые вкусные в мире, иранские фисташки. Счастливые и довольные мы вышли из магазина. Дальше, мы держали путь во Дворец Падишаха. Прибыв на наше место назначение, мы, первым делом, направились во дворец.

По пути мы любовались высокими платанами, аккуратно подстриженными кустарниками, ухоженными газонами и т.д. Сам дворец представляет собой белое трехэтажное величественное здание, с огромным количеством больших окон. Перед главным входом раскинулась широкая лестница. Напротив дворца расположился фонтан, обрамленный высокими деревьями и кустарниками. Ажурные фонарные столбы дополняли композицию.

В убранстве Падишахских апартаментов мое внимание привлекли огромнейшие люстры  необычайной красоты и персидские ковры, которые являлись неотъемлемой частью интерьера.

После осмотра дворца мы направились в музей оружия. При подходе к зданию музея, прямо на улице, нас «встретили» пушки. Чуть дальше расположился огромный вертолет. За ним «спрятался» старенький роллс- ройс   последнего Падишаха. Также можно было увидеть несколько танков и небольшой фрегат, который нашел свое пристанище теперь уже…в бассейне с водой.

Когда вошли внутрь, удивлению не было конца. Каких только экспонатов там не было: пистолеты, автоматы обычные, автоматы подарочные, с расписными, узорчатыми прикладами, сувенирные, именные пистолеты, мечи с инкрустированными рукоятками, военные одеяния солдат разных лет, медали, сосуды для пороха разных размеров, чучела животных, когда-либо участвовавших в военных действиях и многое другое. Было очень интересно.

Затем мы поехали за сувенирами, где в самом же магазине нас познакомили с искусством «Хатам». Искусство, где из верблюжьей кости, трех пород дерева и металла делают необычайно красивые изделия с мелким рисунком. В том числе и рамки, которые служат обрамлением для листов металла, на которых написаны разные суры из Кор`ана, рисунки. Всю эту красоту делали прямо там же, в магазине, в собственной мастерской и прямо на наших глазах. После сувениров, мы купили хиджабы и поехали в посольство России.

Место оказалось необычайно красивое: пальмы, фонтан, «бархатные» газоны, розы разных видов необычайно украшали территорию. Особенно меня впечатлило гранатовое дерево. Маленькие зеленые гранаты свисали на ветках, как гири.

Само здание ничем не уступает дворцам, разве что комнат поменьше. Нам посчастливилось постоять на лестнице, где в 1943 году главы трех держав Сталин, Рузвельт и Черчилль сфотографировались после подписания договора о сотрудничестве.

А сейчас там готовятся к визиту нашего президента В.В.Путина, поэтому ведутся кое-какие ремонтные работы. В целом – впечатления хорошие. И вот на этой позитивной ноте наша экскурсия подошла к концу, и пришло время расставаться с нашим атташе по культуре Алексеем Халитовичем. Мы тепло попрощались, в надежде, что эта встреча была не последней, Иншаллах, и направились в отель.

Солнце садилось, приближалось время Ифтара. По пути мы заехали в самый лучший кондитерский магазин Тегерана, где продавались сладости, которые изготавливают один раз в год, в месяц Рамадан, специально для Ифтара. Довольные своими покупками и, радуясь подаркам от культурного центра Тегерана, они нам подарили келимы и сувенирную продукцию, мы поехали в отель.

На ужин все пришли,  как на праздник, в обновках. По сути, это и был маленький праздник: над головой звездное небо, за спиной струятся фонтаны, на столе вкусная еда, за столом хорошие люди – братья и сестры мусульмане. Ну, чем не праздник?…

В назначенное время все обитатели отеля заняли места за столиками и мы все приступили к Ифтару. И было так хорошо, Альхамдулиллах, просто от того, что ты сидишь здесь, среди мусульман в месяц Рамадан и делишь с ними эту пищу. Как приятно, что отовсюду слышаться слова «Альхамдулиллах», «Иншаллах», «Аллаху Акбар», как Наиля Асгатьевна с наслаждением пьет чай из белоснежной чашки и ждет, когда Марьям переведет с английского слова Саида, на скромного и доброго директора культурного центра, который почти ничего не говорит, но, казалось, все понимает, на вечно улыбающегося Ильдара Николаевича, который все время переживал, что не знает ни арабского, ни английского языков, и, конечно же на Саида, когда он повторял слова на русском языке, которым я его учила по пути в отель. И так хотелось остановить это мгновение…Но, к сожалению, время пролетело незаметно и нам нужно было собираться в путь. Мы попрощались с директором культурного центра и разошлись по комнатам.

Где-то, через час за нами приехало такси и мы, погрузив свои гостинцы в машину, поехали в аэропорт. Была уже глубокая ночь. Также мерцали огни, «проплывали» фонарные столбы. Даже не верилось, что мы уже уезжаем. От этой мысли на глаза наворачивались слезы. Тегеран нас провожал так же, как и встретил: море огней, луна на черном «бархате» неба и теплый воздух, несмотря на осень.

Когда самолет взлетел, мне казалось, что какая-то частичка моего сердца, моей души, осталась там, зажглась на небе звездочка и теперь светит жителям этого замечательного города. Я уверена в том, что каждый из нас в сердцах увез прекрасные воспоминания об этой стране и безграничную любовь к его жителям. Мы надеемся и верим, что мы сюда еще вернемся! Да поможет нам Аллах!

Ты – мир добра, любви и сказок,
Ты – дом для многих мусульман.

Хочу тебе в любви признаться -
Красивый, горный Тегеран!

25-27 сентября 2007 года, Москва

Категория: Мои статьи | Добавил: medina-group (12.02.2009)